При работе двигатель внутреннего сгорания нагревается, и все металлические элементы расширяются. Клапанная система отвечает за своевременный впуск топливной смеси и выпуск отработанных газов. На автомобилях модели «Солярис» проверка зазоров и регулировка клапанов осуществляется при наличии характерных симптомов и по карте технического обслуживания (один раз на 20-30 тыс. км. пробега).
Когда нужна регулировка
Если неверно выставлен зазор в клапанах, двигатель теряет мощность, съедает больше бензина, появляется посторонний звук. И если не провести регулировку, общий ресурс мотора и его систем снизится. Осуществляете проверку двигателя, чтобы удостовериться том, что он работает в нормальном режиме. Можно говорить о неверной регулировке зазоров клапанов, если есть один из симптомов:
- Заметное снижение мощности двигателя при низкой частоте вращения коленвала.
- Очень сложно запустить холодный двигатель.
- Мотор работает нестабильно, слышно цоканье.
Для проведения регулировки необходимы толкатели с индексами от 22226-2B000 до 22226-2B041. Проверку нужно делать на холодном двигателе, температура около 20 градусов. Для проверки зазора потребуется два щупа – толщиной 0,20 мм (для измерений выпускных клапанов) и 0,25 мм (для впускных). Но допускается отклонение от этих значений на 0,05 мм. Регулировка зазора происходит при помощи установки толкателей различной толщины.
Порядок проведения замера зазоров
Чтобы проверить зазоры в клапанах Hyundai Solaris, нужно выполнить следующие действия:
- Отключаете питание (отсоединяете отрицательную клемму).
- Снимаете катушки зажигания.
- Демонтируете все пластиковые декоративные элементы.
- Снимаете патрубки и выкручиваете болты на крышке головки блока.
- Снимаете крышку клапанов.
- Выставляете поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку.
Установку поршня в верхнее положение необходимо проводить по меткам, которые нанесены на шестерне распределительного вала. Метки есть и на коленчатом валу, но если ориентироваться на них, то в верхней точке будет находиться либо первый поршень, либо четвертый. Установите по меткам шкив коленвала, сверьтесь с распредвалом. Везде метки должны совпадать с рисками на блоке и крышке ГБЦ. Метки на обоих распредвалах должны находиться друг напротив друга.
Измерение осуществляется между толкателями клапанов и кулачками распределительного вала. Обязательно запишите все показания. В «нулевом» положении производится замер на:
- Клапанах впуска 1 и 2 цилиндров.
- Клапанах выпуска 1 и 3 цилиндров.
Проворачиваете на полный оборот коленчатый вал и проверяете на:
- Клапанах впуска 3 и 4 цилиндров.
- Клапанах выпуска 2 и 4 цилиндров.
При диагностике щуп должен входить между кулачком и толкателем с едва заметным сопротивлением.
Процедура регулировки
После проведения замера зазоров клапанов на Хендай «Солярис» нужно осуществить сравнение с эталоном:
- для впускных 0,15..0,25 мм;
- для выпускных допустимая величина в интервале 0,20..0,30 мм.
Для корректировки нужно устанавливать толкатели с другой толщиной. Если на нескольких клапанах зазоры отличаются от эталонных значений, замените на них толкатели. Для этого:
- Установите в верхнюю мертвую точку поршень первого цилиндра.
- Снимите распределительные валы и цепь привода ГРМ.
- Из гнезд в головке блока вынимаете толкатели, которые требуется заменить. На его оборотной стороне указана толщина.
Чтобы вычислить толщину нового толкателя, необходимо воспользоваться формулой:
Н=А+В-С,
в этой формуле:
- А – расстояние между толкателем и кулачком (измеренное);
- В – значение толщины старого толкателя;
- С – эталонное значение;
- Н – толщина толкателя (нового).
После проведения расчетов нужно подобрать толкатели с наиболее близким значением толщины. Допускается отклонение от расчетного значения на 0,05 мм в большую или меньшую сторону. Проведите подбор всех толкателей, замена которых необходима.
Установите на свои места распределительные валы и повторите замер зазоров во всех клапанах. Цепь привода газораспределительного механизма ставить необязательно, распредвалы можно прокручивать при помощи шестигранников. Если все зазоры в допустимых пределах, то в первом цилиндре устанавливаете поршень в верхнюю мертвую точку и натягиваете цепь привода ГРМ. Устанавливаете крышку и все снятые перед началом работы элементы.